Прокуратура Джейрахского района разъясняет:
Об ответственности должностных лиц органов власти и местного самоуправления за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) гарантирует реализацию указанного права, в том числе на обращение в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
В частности, законом установлены конкретные сроки, в течение которых обращения граждан должны быть объективно и всесторонне рассмотрены. На регистрацию письменного обращения отведено 3 дня, на его рассмотрение – 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).
Должностные лица, которые нарушили порядок и сроки рассмотрения обращения граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.
О механизме временного продления инвалидности гражданам, в том числе не достигшим 18 лет.
Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период с 1 марта по 1 октября 2020 года включительно, осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности. Инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. Такие положения закреплены во Временном порядке, утвержденном 09.04.2020 постановлением Правительства Российской Федерации № 467
По запросу Пенсионного фонда России учреждения медико-социальной экспертизы предоставляют необходимые сведения для размещения в Федеральном реестре инвалидов. Поступившие сведения служат основанием для продления органами Пенсионного фонда инвалидам выплаты пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат в автоматическом режиме. Важно, что самим гражданам лично обращаться в отделение Пенсионного фонда и подавать заявление не нужно.
В случае организации переосвидетельствовании ребёнка-инвалида в связи с достижением 18 лет, установление инвалидности также будет осуществляться автоматически на 6 месяцев, а группа инвалидности (I, II или III) будет определена по медицинским документам, по которым проходило последнее прошедшее освидетельствование несовершеннолетнего.
Для граждан, которым инвалидность которым установлена впервые, в отделение Пенсионного Фонда России также поступит соответствующая информация из медико-социальной экспертизы, и специалисты Пенсионного фонда самостоятельно организуют взаимодействие с этой категорией граждан, чтобы установить им соответствующие выплаты с учётом режима ограниченного приёма граждан, установленного в регионе.
В случае нарушения требований законодательства, заинтересованные лица вправе обратиться в органы прокуратуры или в установленном порядке в суд.
О порядке расторжения брака между гражданином (гражданской) России и гражданином (гражданской) иностранного государства, заключенного компетентными органами иностранного государства.
В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами России и другими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. ст. 156, 160 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.Таким образом, проживающий на территории России один из супругов вправе расторгнуть брак по месту своего жительства в Российской Федерации.
О некоторых вопросах возмещения вреда, причиненного преступлением.
Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Такой принцип закреплен в статье 52 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Право потерпевшего от преступных посягательств на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, также закреплено в части 3 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу требований статьи 44 УПК РФ, гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий - прокурором.
При этом при предъявлении гражданского иска в ходе уголовного судопроизводства гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Уголовно-процессуальным кодексом РФ определены виды решений, которые могут быть приняты судом по иску в зависимости от установленных обстоятельств дела и правовых оснований:
- при постановлении оправдательного приговора за отсутствием события преступления или непричастностью подсудимого к совершению преступления суд отказывает в удовлетворении гражданского иска в уголовном деле, а в остальных случаях оставляет иск без рассмотрения;
- иск может быть оставлен без рассмотрения также при неявке в судебное заседание гражданского истца или его представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 250 УПК РФ;
- при постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить предъявленный по делу гражданский иск и может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передать вопрос о размере возмещения иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Однако такое решение может быть принято судом только тогда, когда имеется необходимость произвести дополнительные расчеты, связанные с иском, которые требуют отложения судебного разбирательства.
О случаях, когда отмена закупки без соблюдения сроков не является нарушением требований законодательства.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, может быть отменено заказчиком не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе ,либо не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Такие положения содержатся в части 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По истечении указанного срока отмены определения и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В частности, в случае отзыва бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату закупаемых товаров (работ, услуг), отмена закупки по истечении установленного срока, не является основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности. Соответствующее разъяснение дано федеральной антимонопольной службой 24 апреля 2020 г. в письме № ИА/35242/20.
Проводя проверку или рассматривая обращение, уполномоченному органу необходимо устанавливать наличие причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до заказчика на закупку товаров (работ, услуг), и отмены закупки таких товаров (работ, услуг) с нарушением срока.
В случае установления такой причинно-следственной связи производство по делу об административном правонарушении о нарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
Однако если причинно-следственная связь между отзывом финансирования и отменой закупки по истечении указанного срока отсутствует, что должностное лицо, допустившее нарушение, подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
О некоторых вопросах обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
О порядке предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
Если Вы имеете право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для выписки льготных препаратов Вам необходимо обратиться поликлинику по месту жительства.
Лекарственный препарат, выписанный по льготному рецепту, можно получить в аптеке осуществляющей отпуска льготных лекарственных препаратов.
Информация о сроке действия рецепта, а также о местоположении аптеки, участвующей в обеспечении граждан льготными лекарственными препаратами можно поликлинике у лечащего врача, осуществляющего назначение льготного лекарственного препарата.
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи утвержденного распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Также стоит уточнить, что аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.
Если гражданин имеет право на льготное лекарственное обеспечение, однако из-за отсутствия препаратов в аптеках был вынужден приобретать их за свой счет, то он вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении его прав.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что заключение срочного трудового договора не стоит определять сроком действия договора работодателя с контрагентом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.05.2020 № 17-П, абзац 8 части 1 статьи 59 Трудового кодекса РФ не предполагает заключения с работником срочного трудового договора в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.
Так, с охранником частного охранного предприятия на протяжении десяти лет ежегодно заключались срочные трудовые договоры на срок исполнения заключенных работодателем с контрагентами договоров об оказании охранных услуг.
После увольнения работника в связи с истечением срока очередного трудового договора, он обратился в суд с требованием о восстановлении на работе и признании трудового договора заключенным на неопределенный срок. Суды первой и апелляционной инстанций отказали ему в удовлетворении требований, указав, что прекращение договоров об оказании охранных услуг и незаключение их на новый срок исключало бы для работодателя возможность обеспечить работника другой работой.
Рассматривая жалобу работника, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ограниченный срок действия заключенных работодателем с заказчиками договоров, при продолжении осуществления им уставной деятельности, сам по себе не предопределяет срочного характера работы, подлежащей выполнению работниками, и не свидетельствует о невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок, а значит, и не может служить достаточным основанием для заключения срочных трудовых договоров.
Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют:
-федеральные органы исполнительной власти;
-органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О некоторых вопросах произведения корректировки размера платы за отопление.
Исполнитель обязан производить корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению по каждому потребителю с учетом фактического периода пользования жилым помещением. На потребителя не может быть возложена обязанность по несению расходов, связанных с эксплуатацией жилого помещения, в том числе по оплате коммунальных услуг за период, в которой лицо не являлось собственником жилого помещения.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме при оплате равномерно в течение календарного года корректируется в первом квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению.
Если в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за указанную коммунальную услугу, предоставленную, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным потребителям, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в год корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 потребителем коммунальных услуг признается только собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Возложения на иных лиц обязанностей по внесению платы ни Жилищным кодексом РФ, ни Правилами № 354 не предусмотрено. Согласно ст. 154 ЖК РФ у собственника помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает только с момента возникновения права собственности на такое помещение. Иных исключений в части определения момента начала начисления какого-либо вида платы и предъявления ее к оплате собственнику помещения законно не предусмотрено.
В случае нарушения своих прав граждане могут обратиться в прокуратуру или в установленном порядке в суд.
О выплатах гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 797 утверждены Правила осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанными Правилами определен размер специальной выплаты гражданам, взявшим под временную опеку лиц с ограниченными возможностями и детей-сирот, размер которой составляет 12130 рублей ежемесячно за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Специальная выплата полагается работникам государственных и негосударственных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых граждан из организаций социального обслуживания, взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; волонтерам и другим гражданам Российской Федерации, которые взяли на временное проживание (в том числе под временную опеку) социально уязвимых граждан вышеперечисленных категорий.
Реестр получателей формируется и утверждается субъектом Российской Федерации.
Для получения специальной выплаты вышеуказанным гражданам Российской Федерации, следует обратиться в территориальный орган (отделение) Пенсионного Фонда России по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении специальной выплаты в любое время до 1 октября 2020 года (но не ранее возникновения права на специальную выплату), которое может быть направлено в том числе в форме электронного документа через единый портал госуслуг или МФЦ.
Заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации, перечисление средств - в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются: отсутствие сведений о заявителе в реестре; представление недостоверных сведений.
Специальная выплата в размере 12130 рублей осуществляется на каждого гражданина, взятого под временную опеку, за каждый месяц (с 1 апреля по 30 июня 2020 года) при условии, что период сопровождаемого проживания и (или) временного проживания (в том числе временной опеки) указанного гражданина у заявителя в течение одного месяца составляет не менее 7 календарных дней.
Названные Правила вступили в законную силу 9 июня 2020 года.